Величко, В. Жизненные версты Владимира Верховца / Владимир Величко // Заря. – 2011. – 24 мая. – С. 5.

Жизненные версты Владимира Верховца

На этой неделе исполнилось бы 80 лет Владимиру Лукичу Верховцу. Те, кому довелось с ним учиться и работать, высоко ценили его природный ум и неуемную жизненную энергию, дар замечательного организатора и просто чуткого, надежного человека.

Популярная певица Людмила Зыкина говорила, что детство ее обошло стороной. Не было его и у Владимира Верховца. Согласно сепаратному Рижскому договору, который, кстати, более двух лет не признавали многие страны Европы, Западная Белоруссия отошла Польше. Власть Пилсудского насаждала жестокий репрессивный режим. Едва он ушел в прошлое, грянула ожесточенная война с немецко-фашистскими захватчиками со всеми ее людскими трагедиями, лишениями и невзгодами.

Как и всё поколение сороковых — роковых, Владимир сызмальства хлебнул немало горя. Военное лихолетье и послевоенная разруха наложили суровый отпечаток на детские годы парня. Он рано приобщился к труду: вместе со взрослыми односельчанами из деревни Литвинки Кобринского района становился в покосы, заготавливая на зиму сено, работал в поле.

И всей душой тянулся к знаниям. Учеба смышленому юноше давалась легко. Его любимыми предметами в школе были математика, физика. Увлекался историей, литературой. Поэтому сразу после окончании десятилетки поступил в Брестский учительский институт (нынче университет).

В вузе он слыл преуспевающим студентом. Хватало времени и для общественной работы: организовывал различные мероприятия, вечера отдыха, спортивные состязания. Сверстники видели в нем достойного молодежного лидера.

И не ошиблись. Верховца пригласили инструктором в обком комсомола, а спустя восемь месяцев избрали первым секретарем Жабинковского райкома ЛКСМБ. На одном из совещаний присмотрел голубоглазую коллегу — красавицу из Ружан Розу Каптур. Завязалась дружба, и вскоре они создали семейный союз.

Отслужив срочную армейскую службу в частях ПВО Московского военного округа, вернулся в лейтенантских погонах домой. И уже в неполные 30 лет возглавил Брестскую областную комсомольскую организацию. А дальше была партийная работа. Владимир Лукич плодотворно трудился вначале в Столине, затем — в Дрогичине. Как перспективного руководителя его направляют на учебу в Московскую ВПШ при ЦК КПСС. После ее окончания доверяют бразды правления Кобринским районом.

Любопытная деталь. На предварительной беседе у тогдашнего первого секретаря обкома КПБ Петра Машерова Верховец усомнился, сможет ли справиться с возлагаемыми обязанностями на малой родине, где много родственников. На что Петр Миронович спокойно ответил:

— Делай честно и ответственно свое дело.

Этому совету Владимир Лукич неукоснительно следовал. Поднимался в 5 часов утра, садился за руль «газика» и ехал на поля и фермы. Управленческие кадры нацеливал на внедрение интенсивных технологий. Тех же, кому мешало стереотипное мышление, заменяли грамотными молодыми специалистами, хорошо зарекомендовавшими себя на производстве. Вроде бы тривиальные истины. Но ведь без инноваций много богатого урожая не соберешь и больше молока, мяса не получишь.

Продуманная стратегия увенчалась успехом. Район вышел на траекторию устойчивого развития. Крепла экономика предприятий и сельхоз организаций, преобразовывалась социальная сфера.

В 1971 году Верховца избрали секретарем Брестского обкома КПБ и поручили курировать гуманитарный блок. Время показало: это был правильный выбор. Владимир Лукич вместе с сотрудниками отдела искал эффективные формы воспитания. Ставку делал на образование, без которого невозможно поступательное общественное развитие, и культуру, формирующую дух нации.

Эта преобразующая философия стала ценностным смыслом и главным критерием деятельности Верховца. По его поручению названные проблемы мы широко освещали на страницах газеты «Заря». Владимир Лукич часто звонил в редакцию и подсказывал адреса передового опыта, накопленного в регионах и трудовых коллективах. Публикации легли в основу книги «Обращение к сердцу», которая вышла в издательстве «Беларусь». В предисловии к ней секретарь обкома партии особо подчеркнул значительный вклад в благородное дело педагогов, инженеров и врачей, людей других профессий и специальностей, посвятивших себя формированию духовно богатой, нравственно зрелой личности.

Да и сам он был светлым, справедливым, бескорыстным человеком. Вспоминаю один эпизод. В обком партии из того же издательства «Беларусь» пришло письмо с просьбой написать вступительную статью, которую предполагалось перевести на пять иностранных языков, к великолепным цветным снимкам минчанина А. Манцветова, сделанным в легендарной цитадели над Бугом. Текст пришлось готовить мне. Его Владимир Лукич внимательно прочитал и подписал материал не своей, а моей фамилией. Улыбнувшись, сказал:

— Только не возражай!

В 1977 году альбом «Брестская крепость-герой» вышел 100-тысячным тиражом и был раскуплен многочисленными туристами из разных стран мира.

Мудрым наставником, умелым организатором проявил себя Верховец и на посту председателя Государственного комитета БССР по профессионально-техническому образованию. Оно при нем обрело другое дыхание. В республике функционировало более 250 ПТУ, а также три индустриально-технических техникума, готовивших мастеров производственного обучения. Квалифицированные педагоги передавали своим питомцам новые знания, сноровку и ремесло. Юноши и девушки, постигнув навыки профессии, чувствовали уверенность в своих силах и возможностях, работали на предприятиях по высокому классу.

Профтехобразование Беларуси котировалось на союзном уровне. Высокие результаты были отмечены переходящим Красным Знаменем Госпрофобра СССР. 20 училищ удостоились премий ВЦСПС, два — премии Ленинского комсомола, регулярно проводились конкурсы технического и художественного творчества учащихся. Лучшие экспонаты демонстрировались на ВДНХ СССР. А ансамбль барабанщиц произвел фурор на открытии Олимпиады-80 и XII фестивале молодежи и студентов в Москве.

За доблестный труд Владимир Лукич получил звание отличника образования Республики Беларусь, дважды избирался депутатом Верховного Совета БССР, награждался орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», многими медалями.

До конца своих дней Верховец не порывал связи с Брестчиной. Был в курсе решаемых ею задач, радовался успехам.

Владимир ВЕЛИЧКО,

лауреат Государственной премии

и заслуженный деятель культуры

Республики Беларусь,

кандидат философских

наук, доцент.