Лесик, И. Когда превыше благ земли духовное начало / Ирина Лесик ; фото автора // Кобрынскi веснiк. — 2014. — 13 снежня. — С. 10.

Об И. П. Чернике, заслуженном работнике культуры Белорусской ССР.

КОГДА ПРЕВЫШЕ БЛАГ ЗЕМЛИ

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО

Я приехала в Городец тёплым утром, когда деревня уже проснулась, а её жители приступили к своим обычным повседневным заботам. На автобусной остановке меня встретил пожилой мужчина, его глаза были по-детски добрыми, но глубоко припорошенные сединой волосы выдавали многие годы не просто прожитой жизни. Это — Игорь Павлович Черник.

Игорь Павлович оказался замечательным гидом — в родном Городце он знает всё и помнит всех.

— Вот, смотрите, — показывает он мне деревянный домик с синими окошками, — это был дедушкин дом. Его эти три оконца, а там где одно — пристройка, её, когда женился, сделал уже мой отец. Сейчас это улица Революционная, а тогда называлась Пружанская. Неподалёку есть колодец, мы там брали воду. По обычаю, когда невеста впервые приезжает в дом жениха, ей нужно босиком сходить за водой. Когда мой отец привёл маму в дом, то не пускал её за водой — зима была, а она твёрдо сказала, что обычай есть обычай, и пошла босиком к самому колодцу. Люди тогда говорили, мол, хорошую невесту Черник привел.

Несмотря на то, что Павла Федоровича и Нины Макарьевны — родителей Игоря Черника — давно нет в живых, благодарный сын свято чтит их память, каждое воскресенье приходит на кладбище, поминает в молитвах, мысленно беседует и советуется. Именно поэтому сельское кладбище стало следующим пунктом нашей экскурсии.

— Это могилы моих родителей, — говорит Игорь Павлович. — Когда мама умирала, — продолжает он, — попросила, чтобы я не делал памятник, а поставил крест. Она учительницей была, но из-за того, что нужно было отказаться от веры, не стала работать в школе. Богу служила, выполняя обязанности кассира в церкви, оплату за это не брала. Мама всегда учила меня: «Сыночек, ты всё должен делать «помыслово». Это значит подумать, а потом уже делать.

С юной Ниной Соколовской молодой фельдшер Павел познакомился на «вечёрках» в соседней деревне Сукачи, куда приехал с другом. Нина с сестрой запели песню… а парня заворожил её голос. Через месяц он заслал сватов.

Кроме родительских могилок, Игорь Павлович ухаживает ещё более чем за десятком могил.

Здесь, бродя среди молчаливых плит, он рассказывал мне истории жизни своих родственников, сидя на скамейке, вспоминал прошлое, делился сокровенными мыслями.

Семейную историю своего рода Игорь Павлович начал с дедушки Фёдора Даниловича — известного в округе стельмаха (владел тремя профессиями: кузнеца, столяра и токаря). К сожалению, в семейном альбоме не сохранилась его фотография. По причине болезни умер в 1910 году.

С женой Евдокией Степановной (её постигла участь беженки, похоронена где-то в Могилёвской области) у них было четверо детей.

Старший сын Фёдора Даниловича — Яков. Окончил Виленский университет. Ему предлагали работу в польской школе, но он отказался. Из-за неугодных тогда польской власти бесед (Яков агитировал людей за Советскую власть) его посадили в Березовскую тюрьму. После освобождения в 1939-м был назначен директором Городецкой школы. Щедрый и добрый сердцем, он приносил ребятишкам различные угощения, мёд со своей пасеки, а его супруга Екатерина Даниловна передавала вкусные коржики.

Отец Игоря Черника — Павел Фёдорович — исполнил мечту своего детства — стал фельдшером (после смерти отца 14 — летний Павел решил, что станет лечить людей). В браке с Ниной Макарьевной родились двое детей — Игорь и Людмила. Старшая Людмила пошла по стопам отца — стала медиком, терапевтом.

Родились у Фёдора и Евдокии ещё и две дочери — Анна и Феодосия.

Внимательно я слушала моего собеседника — достойного последователя семейных традиций.

Кстати, одной из таких была традиция гостеприимства.

— Сыночек, в этом доме всегда должно быть много людей, — говорил своему сыну Павел Черник.

И вот, следуя отцовскому завету, семья Игоря Павловича всегда радушно и искренне встречает гостей, поит не только вкусным чаем, но и согревает теплом души.

С моим уважаемым собеседником мы приехали в его большой дом с уютными комнатами и ухоженным двориком. Сегодня здесь проведено отопление, есть водопровод. Но Игорь Павлович с теплом и трепетом вспоминает годы, когда они, дети, вместе с родителями дружно трудились на 10 гектарах земли, держали домашнее хозяйство, в котором было две коровы, пять свиней, носили воду из колодца и топили печь дровами.

В благодарность родителям Игорь Черник сберёг интерьер тех лет, когда Павел Фёдорович и Нина Макарьевна были живы. Проходя по комнатам дома (построен в 1930 году), невидимо соприкасаешься с давно минувшими днями, чувствуешь неподдельную искренность, любовь к людям и Богу его хозяев.

Красавец тульский самовар, увесистый утюг, родительский диван, икона Божией Матери, которая десятки лет висит на одном и том же месте, фотографии родных и близких, письменный стол, как у Льва Толстого, гитара, которой более сотни лет, отрывной календарь, верхний листок которого так и остался неоторванным в день смерти Павла Фёдоровича… Это и многое другое хранят стены дома семьи Черник. А вот бережно в рамочке хранится записка отца, написанная незадолго до смерти: «Дорогой сыночек, мне уже недолго осталось жить. Когда меня не станет, ты не очень горюй, не бросай своих земных забот, трудов. А если соскучишься, постарайся побыть один и вспомни обо мне. А я приду к тебе, я буду всего лишь тенью, но всё же приласкаю и обниму тебя».

Мать же просила сына молиться Матери Божией, говорила, что та всегда поможет.

История семьи Черник — это история чутких и искренних людей. Так, фельдшер Черник никогда никому не отказывал в помощи. Даже ночью люди могли прийти в их дом со своей бедой. Не одну жизнь спас Павел Фёдорович. Не раз, чтобы оказать медицинскую помощь, он шёл в соседнюю деревню напрямик через болото.

Однажды Игорь Павлович случайно стал свидетелем разговора двух мужчин, проходивших мимо дома Черников.

— Возле этого дома я всегда кланяюсь, — говорит один.

— Почему? — интересуется второй.

— Здесь доктор жил, он моего брата от смерти спас.

И таких примеров благодарности от людей много. Я не перестаю удивляться и радоваться, что земля наша богата столь благородными людьми. И мой седовласый собеседник, и его милая супруга Валентина Дмитриевна не стали исключением. Вместе они более 50 лет.

— Эту девочку с челочкой и в кубанке я запомнил на всю жизнь, — рассказывает с улыбкой Игорь Черник.

Они познакомились в Доме пионеров города Кобрина, где Игорь Павлович был руководителем фотокружка и хора, а Валентина Дмитриевна приехала туда на семинар в качестве пионервожатой. Встречались года два. Однажды Игорь спросил Валентину, сможет ли она пообещать, что досмотрит его родителей, если его не станет. Юная девушка ответила согласием. Через пару недель они повенчались. С трепетом Валентина входила в семью Черник. С тех пор они стали друг для друга опорой и защитой.

Сегодня Игорь Павлович на заслуженном отдыхе. Вся жизнь была связана с творчеством. Он — заслуженный работник культуры Белоруской ССР. Окончил Гродненское музыкально-педагогическое училище и Минский институт культуры. Долгое время работал учителем музыки и пения в СШ № 1 г. Кобрина, являлся директором районного Дома культуры, директором Брестского областного Дома народного творчества. Создал пять хоровых коллективов, которым было присвоено почётное звание «народных»: хор Кобринского районного Дома культуры, «Черничанка», «Голоса Полесья» и «Колос» колхоза-комбината имени Дзержинского, а также хор учителей Каменецкого Дома культуры. Игорь Павлович награждён многими медалями, дипломами, грамотами. Победитель различных конкурсов и лауреат трёх Всесоюзных смотров самодеятельного художественного творчества. Его имя занесено в справочное издание «Кто есть кто. Деловой мир СНГ». Является автором сборника вокально-хоровых произведений «Песни сердца».

…Когда я уезжала из Городца, солнце по-прежнему согревало землю. А ещё согревало тепло сердец моих новых знакомых.

Ирина ЛЕСИК.