Пашкович, Л. Человек активной доброты / Людмила Пашкович ; фото автора и из архива семьи Соколюк // Кобрынскi веснiк. — 2015. — 11 сакавіка. — С. 4 : фото.

К 90-летию со дня рождения Н. С. Соколюка, председателя колхоза «Новая жизнь», награжденного орденом Ленина.

Человек активной доброты

28 февраля исполнилось бы 90 лет Николаю Степановичу Соколюку — человеку, который 28 лет достойно проработал в деревне Дивин председателем колхоза «Новая жизнь» и которого сельчане по сей день вспоминают добрым словом.

На пороге обычного деревенского дома меня встретила жена Николая Степановича Анна Владимировна. Возле неё вертелась одна из внучек Наташа, а во дворе по хозяйству хлопотал младший сын. У Анны Владимировны большая семья: трое детей — Владимир, Геннадий, Тамара, семь внуков и четыре правнучки.

К моему приходу хозяйка подготовила альбом со старыми чёрно-белыми фотографиями. По ним, словно по книге, можно читать историю не только семьи Соколюк, но и всего Дивина.

— Мой муж был родом из Верхолесья, — с теплотой и желанием поделиться воспоминаниями начала свой рассказ Анна Владимировна. — Отдельной страницей его жизни была война. Во время оккупации был связным у партизан в Верхолесском партизанском отряде, после освобождения района пошёл на фронт, но для этого приписал себе один год. Муж много рассказывал о войне. Дошёл до Берлина, там встретил Победу.

В Псковском военном архиве сохранились документы, которые описывают, за что Николай Степанович получил ряд наград. Вот выдержки из них.

Медаль «За отвагу», полученная в 1944 году: «10 октября 1944 года при наступлении на высоту 101.3 товарищ Соколюк действовал смело и решительно, получил ранение и контузию, не ушёл с поля боя до тех пор, пока подразделение не было выведено во второй эшелон».

Орден Славы третьей степени, полученный в 1945 году: «В бою за деревню Гебельсдорф действовал смело и решительно. Первым ворвался в деревню, забросал гранатами станковый пулемёт противника, чем обеспечил продвижение роты».

Орден Красной Звезды, полученный в мае 1945 года: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбу с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество».

— После службы Николай Степанович вернулся в Верхолесье, — продолжает Анна Владимировна, — там поработал немного председателем сельсовета. Позже как человека военного его перевели в Дивин председателем организации ДОСААФ.

В Дивине была вечерняя школа, где в одном классе учились по сорок человек, там Николай и Анна познакомились, затем вместе на танцы ходили, начали дружить.

— Я училась неплохо, меня часто вызывали к доске объяснять задачки. Видимо, так я и понравилась, — улыбается Анна Соколюк. — Однажды, смотрю, сидит понурый такой, спрашиваю, в чём дело, а он говорит, что вызывали в райком партии и сказали, что будут выбирать его в председатели колхоза. Спросила: хочет, а он говорит, что нет.

Встречались Анна и Николай несколько лет, поженились в 1955 году.

Поднимать разрушенный колхоз после войны было не просто. Но, наверное, его Величество Случай вмешался в председательскую жизнь нашего героя. Однажды Пётр Машеров, на то время ещё первый секретарь обкома партии, ехал из Украины, решил «прорваться» через дивинские пески – машина заглохла. Нашли председателя колхоза, который помог Машерову выбраться. Так началась дружба между Николаем Соколюком и Петром Мироновичем, который впоследствии очень помог колхозу. Получили много сельхозтехники, было проведено осушение земель. Анна Владимировна рассказала, что они много раз встречались, Машеров приезжал с семьёй.

Колхоз расцвёл, за подъём хозяйства Николая Соколюка наградили орденом Ленина.

— Какие черты характера были присущи вашему мужу?

  — Он был очень добрым, очень любил детей — как своих, так и чужих. Бывало, едет утром на работу, видит, идут школьники, он останавливается и говорит: «Так, у кого двойки — даже не садитесь». Наберет целую машину детей и везёт в школу, — с улыбкой вспоминает Анна Соколюк. — За всё время работы в колхозе ни разу не отправил в тюрьму ни одного человека, мог погрозить, покричать, крепко выразиться, но на следующий день отходил. Николай Степанович жалел людей, хотя много встречалось и недоброжелателей.

За двадцать лет работы председатель ни разу не ходил в отпуск, здоровье начало сдавать, Анна Владимировна уговорила его поехать в Сочи. Это был единственный раз, когда Николай Соколюк куда-то выехал. Доработав до пенсии, еще несколько лет трудился председателем сельсовета. А потом заболел и слёг.

— Я его возила в Брест, оттуда в военный госпиталь в Минск, где мне сказали, что полученные когда-то ранения и контузия дали о себе знать и что улучшения состояния не будет. Я забрала мужа домой, он был прикован к постели шесть лет. В это время наш дом никогда не пустовал, приходили и ветераны войны, и колхозники, и сельчане, поддерживали, — со слезами на глазах продолжает Анна Владимировна.

— Вы прожили счастливую семейную жизнь?

— Да, я ни о чём не жалею. Он никогда не делал мне каких-то замечаний по дому, очень любил детей и внуков и всегда говорил, что нужно жить так, как живут люди, а не выстраивать дворцы и наживать богатства.

Людмила ПАШКОВИЧ.