Отзывы читателей газеты «Кобрин-информ» на публикацию о бывшем пред¬седателе колхоза «Заря».
Вслед за «Икаром»
Статья «Икар эпохи социализма», опубликованная в №4 за 27 января, взволновала многих жителей нашего города и района — людей, которые лично знали Анатолия Емельяновича Гуцева, уважали и любили человека, который внес огромный вклад в становление и упрочение колхоза «Заря». Материал, подготовленный А. М. Сущуком, имел большой резонанс, газета «Кобрин-Информ» получила более десятка отзывов на эту публикацию. Почти в каждом письме — предложение отдать дань заслугам А. Е. Гуцева. Сегодня «К-И» публикует мнения читателей, а решение о том, как сохранить память о выдающемся председателе «Зари», должны решить те, кто идет вслед за ним.
«Гуцева я не знала и даже ничего не слышала о нем. Но прочтя статью «Икар эпохи социализма», я была глубоко тронута, мне искренне жаль, что так несправедливо поступили с этим человеком. Побольше бы нам таких Гуцевых, и тогда бы наши предприятия, крупные и малые, работали с прибылью, а рабочие получали бы приличную зарплату.
Трагическая судьба Анатолия Гуцева ложится пятном на совесть всех нас. Этого человека вернуть нельзя, но я думаю, что добрую память о нем мы обязаны сохранить. Почему бы, например, не установить мемориальную доску на конторе ОАО «Восходящая заря», назвать бы улицу его именем в д. Хидры, а может, и все это хозяйство, успешно развивающееся на построенном Гуцевым фундаменте. Хочется отметить, что благодаря трудолюбию нынешнего председателя И. И. Тарасюка все то, что было заложено Гуцевым, продолжает успешно развиваться.
Где же теперь наши Гуцевы? Почему в печати нет критических статей современных Гуцевых? Критика снизу должна быть намного более действенной. И в наше время, как и в партийное, имеют место факты неприязни, а то и преследования тех, кто смело высказывает свои суждения, не совпадающие с мнением руководства. Поэтому больше бы таких статей о Гуцевых — тех Гуцевых, которые среди нас».
Хомчик Лидия Алексеевна, г. Кобрин
«Я внимательно ознакомился со статьей в газете «Кобрин-Информ» «Икар эпохи социализма» о председателе колхоза Анатолии Гуцеве. Не могу остаться равнодушным. В то время я работал заместителем председателя райисполкома, начальником управления капитального строительства. О Гуцеве одной статьей всего не расскажешь, но, тем не менее, дополню рассказ особыми чертами этого человека.
Однажды, будучи дежурным по райисполкому, в журнале «Сельская новь» я прочитал статью о проводимом эксперименте (в районе Тамбова) по механизированному откорму свиней — 5 тысяч голов обслуживают всего три человека: электрик, ветврач и механик. Я тут же позвонил Анатолию Гуцеву, зная, что он первым вводит самые передовые технологии в своем хозяйстве. Не прошло и пяти дней, как Гуцев и я, предварительно согласовав с обкомом и облисполкомом, выехали на место эксперимента. Нам показали технологические процессы через большое витринное стекло, но дальше не пустили — такими жесткими были условия эксперимента. Тогда мы в Тамбовском НИИ нашли специалистов-энтузиастов, которые за одну ночь втайне и под честное слово сделали нам копии чертежей этого экспериментального комплекса. Пришлось заплатить 700 рублей (у меня месячная зарплата — 200 р., не больше было и у Гуцева) — понятно, что списать эти деньги без нарушений было невозможно.
Добытые таким образом чертежи были переданы нашему Брестскому институту «Брестгражданпроект». Не прошло и пяти месяцев, как в «Заре» у Гуцева развернулась очередная стройка, о которой еще не знало местное партсоветское руководство. Только после ввода в эксплуатацию, на республиканском семинаре был обнародован этот комплекс, который и сейчас решает основные экономические вопросы хозяйства.
Или такой момент. Вместе с Гуцевым пришлось изучать эксперимент по повышению надоев молока и его жирности с помощью добавок в корма хореллы – высокобелковой субстанции, за счет чего надои увеличиваются до 15%. Жирность – до 12%. Для этого была построена теплица, в которой планировалось организовать выращивание этой самой хлореллы. К сожалению, эти замыслы не удалось осуще¬ствить по известным теперь причинам. Гуцев не вписывался в стан¬дарты того времени — он его намного опережал».
Лавринюк Александр Николевич, г. Кобрин.
«Статья А. Сущука «Икар эпохи социализма» не может оставить равнодушным ни одного человека, знавшего и не знавшего А. Е. Гуцева. У меня чувство двоякое: душевная боль за то, что растоптали такого человека, и светлое чувство к людям, которые вспомнили А. Е. Гуцева в канун его 70-летия.
Меня, молодого специалиста, после окончания техникума прислали в колхоз «Заря» по направлению. Теоретически я была подготовлена, но, не имела никакого практического опыта. Я и сегодня с благодарностью вспоминаю А. Е. Гуцева, З. Б. Дубинко, которые помогали мне постигать основы экономики сельского хозяйства. А. Е. Гуцев, сам почти не отдыхая, заставлял нас, молодых специалистов, вникать во все хозяйственные дела, будь то строительство зернохранилища, свиноводческой фермы или Дома культуры. Он выстраивал перед нами такую панораму будущего хозяйства, так свято верил, что свой колхоз выведет на самые передовые позиции, что и народ ему верил и поддерживал. Да, у Гуцева А. Е. характер был непростой. Но он был неординарной, творческой, всеохватывающей личностью. Он творил, делал все на благо своих сельчан. Люди его любили, верили ему, уважали, прощали некоторые его слабости, нестандартные решения проблем. Спустя некоторое время мне пришлось видеть, как люди в силу своих возможностей защищали своего председателя, может быть, самим Богом посланного им. Запомнилось, как многие переживали, когда А. Е. Гуцев с вилами в руках работал, возмещая ущерб колхозу (Боже! Язык не поворачивается произнести такое слово), как сочувствовали сыну А. Гуцева Сергею.
Считаю, что проблема, поднятая А. Сущуком, высоконравственная, выстраданная и проверенная временем. Имя Анатолия Емельяновича должно быть реабилитировано во имя всех тех людей, кто с ним трудился, и во имя тех, кто и сегодня продолжает все его начинания».
Д. В. Рогачук, бывший экономист колхоза «Заря», г. Кобрин
«С большим интересом прочитав обстоятельную статью «Икар эпохи социализма», считаю себя обязанным сказать свое мнение, поскольку знал Анатолия Емельяновича по работе.
Я работал в «Сельхозтехнике» заместителем управляющего, заведовал пунктом технического обеспечения. А. Е. Гуцев сам лично приезжал в «Сельхозтехнику» для решения технических вопросов, набора запчастей. Этот человек интересовался всем. По всему было видно, что он хорошо разбирается в технике: он не брал лишних деталей и всегда требовал высокого качества ремонта.
Я не раз слышал его убедительные выступления на партийных активах. Он никогда не хвастался достигнутым, зато, не стесняясь, высказывал свое мнение и отстаивал его. Многие, кто его знал, переживали за его судьбу.
Я благодарен А. Сущуку за то, что он вспомнил об этом человеке. Гуцев создал крепкий фундамент, и по настоящее время это хозяйство не сдало заложенных позиций, а ее нынешний руководитель И. И. Тарасюк все это приумножил. Я считаю, что о таких людях надо помнить и назвать одну из улиц в д. Хидры его именем».
С уважением В. П. Зайчук, г. Кобрин
«Статья о новаторе, бывшем председателе колхоза «Заря» А. Е. Гуцеве рассказывает о руководителе, чья целеустремленность и предприимчивость стали главными слагаемыми в достижении хороших результатов в сложном с/х производстве. Сейчас трудно поверить, что в 60-70 годы так трудно было работать, правильное, но смелое решение, принятое вопреки желаниям партийного руководителя, могло негативно отразиться на человеке.
Кроме всех добрых производственных начинаний А. Е. Гуцев стремился иметь в колхозе средства связи. Он одним из первых руководителей колхозов уже в 1968 году настоял, чтобы в «Заре» установили автоматическую телефонную станцию на 50 номеров за средства хозяйства. Замечу, что в 1967 году в Кобринском районе были установлены всего две АТС по 50 номеров — в д. Остромичи и д. Городец и за бюджетные средства. Телефонизация в колхозе «Заря» дала возможность каждому труженику дозвониться в город, на ферму, в бригады, мастерские, на квартиры специалистов. Открылся другой мир, новые возможности, и начало этому положил А. Е. Гуцев».
Ф. С. Дубчук, г. Кобрин
«Историю об А. Е. Гуцеве старшее поколение Кобринщины помнит. Судьба этого человека была раскатана катком существующей системы. Я благодарен вашей газете за то, что вы публикуете статьи о замечательных людях, а также тем, кто пишет о них».
С уважением Георгий Филинович, д. Городец.
«Как ученого-аграрника, окончившего аспирантуру, меня глубоко взволновала статья А. М. Сущука «Икар эпохи социализма» о выдающемся ученом-практике, внедрившем в сельскохозяйственное производство передовые достижения науки и техники, нашем замечательном земляке Анатолии Емельяновиче Гуцеве.
Имя А. Е. Гуцева известно не только жителям Кобринского района, но и далеко за пределами области. А. Е. Гуцев успешно решал вопрос развития инфраструктуры на селе: построил жилье, школу, больницу, магазины, Дом культуры, бассейн, дороги, провел телефонизацию, о чем и сегодня многие сельчане лишь мечтают.
Мы сожалеем, что бюрократы-чиновники ввиду их личных амбиций, зависти, неприятия критики воспрепятствовали деятельности выдающегося человека современности. Согласны, что следует увековечить имя Гуцева в истории Кобринщины — переименовать ОАО «Восходящая заря» в ОАО им. Гуцева или хотя бы назвать улицу, установить доску на здании правления хозяйства и, безусловно, полностью реабилитировать его».
Антонина Степановна Гушпит, г. Кобрин
«Мы с мужем не могли сдержать слезы, читая статью «Икар эпохи социализма». Прошло полнедели, а успокоение не проходит, и я взялась за перо.
О Гуцеве ходило много слухов, все они были разноречивы, и только статья А. М. Сущука, основанная на архивных документах, открыла глаза, каким был этот человек, его дела и то, почему он так рано ушел из жизни. …Колхозу «Заря», которому А. Е. Гуцев отдал столько сил и энергии, нужно присвоить его имя, и тогда можно будет считать, что это имя реабилитировано.
Прекрасно, что у Гуцева А. Е. оказался достойный преемник — нынешний председатель колхоза «Заря» Тарасюк И. И. Он не только продолжил дело Гуцева, но и приумножил его достижения, и сейчас это хозяйство — одно из лучших в районе».
Семья Патеюков, д. Залесье.
«А. Е. Гуцева я знала раньше, помню и сегодня. Анатолий Емельянович отбывал наказание в Калининградской трудовой колонии. Он был выпущен досрочно с поселением на территории к-за «Заря» и принудительной отработкой. В ту пору ему было 44 года. Дали ему в руки не перо и бумагу, а лопату и вилы. По-разному отнеслись к этому люди. Кажется, не совсем правильно поняли это и его близкие. Семья стала разваливаться, с женой они развелись. Из нажитого имущества Анатолий Емельянович взял чемодан с книгами и ушел… в никуда. И вот с этим, простите, «никуда» я познакомилась в 2000 году, когда работала собкором газеты «Шаг».
Итак, Мария Демьяновна Гуцева.
Познакомились они в 1980 году у ее знакомых, он в разводе, она — вдова. «В тот день я увидела его впервые, хотя слышала о нем и раньше, — вспоминает женщина. — Я настолько была очарована его речами, его голосом, его эрудицией, я была в восторге от его внешности. Я поймала себя на мысли , что знаю этого высокого черноволосого усатого красавца, кажется, вечность. Но кто я рядом с ним? Хоть и бывший, но председатель, с высшим образованием. А я? Только швея…» Мы обменялись всего лишь взглядом. На том и разошлись.
Вскоре Мария Демьяновна серьезно заболела и год лечилась за пределами района, изредка приезжая в Кобрин, в пустой и холодный дом. И каким же было ее удивление, когда однажды вечером в ее дверь постучали. На пороге стоял Анатолий Емельянович.
— Мы расписались в ЗАГСе, и он настоял на венчании в церкви. Я согласилась, — рассказывает Мария Демьяновна. — Жили мы очень дружно. Я была не против его общения с детьми, как могли, мы им помогали. За все 15 лет совместной жизни он ни разу не позволил себе ни одного недостойного поступка, а меня всегда называл ласково — Машенька. А вот с работой у него не ладилось. Бывало, не раз приходил и говорил, что вот тот и тот не против дать ему порядочную работу, но боится неприятностей.
В 1995 году Анатолий Емельянович получил пенсию, и в этом же году произошло несчастье — с ним случился удар. Он не мог без помощи передвигаться, говорил невнятно. Но его жена не запаниковала. Вскоре она уже по глазам понимала, что нужно ее Толику. Они купили инвалидную коляску и весной стали выезжать на прогулки. Даже на автомобиле катались, ездили на дачу. Так длилось 11 месяцев.
— В тот день, в ноябре, Толя попросил выключить телевизор, — вспоминает женщина. — Я даже не заметила, как он закрыл глаза, наклонился. Когда я схватила его за руку, он был уже мертв… Похоронила я Анатолия Емельяновича на кладбище за райбольницей, там, где он и хотел. Я и себе там оставила место, рядом с ним. И хоть прошло уже столько лет после его смерти, не было ни дня, чтобы я о нем не вспомнила. Ходила на кладбище и рассказывала ему о новостях, о том, что в газетах пишут, обо всем, что происходит тут, на земле…
В ответ на мой вопрос, любила ли она Анатолия Емельяновича, Мария Демьяновна сказала просто:
— Я и теперь его люблю».
Нина Марчук, д. Глинянка
«Прочитав в газете за 27 января статью «Икар эпохи социализма» я невольно мысленно вернулась в тот период своей жизни, когда у всех на слуху был Великий Гуцев. Помню, с каким теплом и восхищением о нем говорили простые крестьяне…Из истории известно, что решения парторганов, а часто и личные указания партсекретарей подлежали безоговорочному исполнению, неисполнение их рассматривалось как отступление от генеральной линии партии со всеми вытекающими отсюда последствиями, что мы и видим на примере с Анатолием Емельяновичем.
Трагедия Гуцева должна напомнить нам, особенно звену руководящему, как бережно, уважительно следует относиться к кадрам всех уровней, проявлять заботу не только о повышении заплаты работников, но и заниматься нравственно-политическим воспитанием, ибо железная дисциплина на производстве может быть только сознательной дисциплиной. Феноменальный успех Гуцева — сочетание работы производственной с работой воспитательной, т.е. идеологической.
Анатолий Емельянович проявил огромную работоспособность, у него не было мелочей, этим он заряжал окружающих людей, добиваясь общего успеха. Время уже реабилитировало Анатолия Гуцева — де-факто, а мы обязаны перед своей совестью и историей реабилитировать его де-юре.
С искренним уважением Валентина Алексеевна Стрельчук, юрисконсульт санатория «Буг» г. Кобрин»
«После возвращения из тюрьмы А. Е. Гуцев в 1984 г. женился на моей тете, так мы с ним и познакомились. Мы много общались, беседовали, и сегодня я могу сказать, что знакомство с этим человеком много мне дало. Он от рождения был щедро одарен, и образование развило его способности. Прирожденный лидер и противоречивая личность, он всегда вел, а то и просто тянул за собой окружающих. После тюрьмы ему было прежде всего морально тяжело начинать свою жизнь сначала. Но он по-солдатски стойко переносил все тяготы, тем более что вернулся он с «букетом» серьезных болезней. Ни тюрьма, ни отношение бывших товарищей не сломили его волю, он остался добрым человеком, не озлобленным на весь белый свет. Он всегда любил и помнил своих детей и чем мог, старался им помогать.
Анатолий Емельянович не стеснялся и не боялся простой тяжелой работы, хоть и был очень умным и образованным человеком. Весной и летом в небольшом дачном домике они с тетей Марией много работали на земле. Наши дачи были рядом, и я постепенно тоже приобщился к труду на огороде, нередко помогал им. И знаете, какую бы тяжелую работу мы с ним не делали, он всегда брал бревно с толстого конца, становился с той стороны, где тяжелее. С этим человеком было интересно общаться, т.к. его разносторонние знания увлекали собеседника, а сохраненное в невзгодах чувство юмора всегда оживляло беседу.
К сожалению, в нашем обществе так принято: о выдающемся человеке мы говорим в прошедшем времени. Как будто при жизни нельзя оценить его по достоинству. Мария Дмитриевна и я благодарны А. Сущуку за добрые слова о человеке, который оставил значительный след в жизни. Все в итоге становится на свои места. Я уверен, что пройдет еще немного времени, и добрая память об А. Е. Гуцеве хоть посмертно, но будет восстановлена».
А. В. Литвинович, г. Кобрин